Малиновый звон колоколов…. Как можно представить себе истинно русскую жизнь без малинового звона колоколов? А уж представить себе древних египтян, античных греков, ирландских монахов наслаждающихся малиновым звоном колоколов, ну как то сложно…. А ведь колокола для Руси, это продукт импорта, явление привнесенное.
Но как полюбились они русской душе! Даже отлили у нас самый большой колокол в истории – Царь-Колокол! Настолько большой, что даже оторвать от земли не смогли. Вот как любят у нас в России малиновый звон колоколов!
Одно из первых, пожалуй, упоминаний на Руси о колоколах относится к 11 веку. В 1067году князь Всеслав Брячиславович на реке Черехе разбил наголову новгородское войско князя Мстислава Изяславовича, пожег город, а колокола с Софийской колокольни снял. Колокола и всю церковную утварь увез к себе в Полоцк.
В те времена своих литейщиков небыло. Колокола были целиком европейским импортом. Свои мастера на Руси появляются лишь в XII – XIII веках.
К литью колоколов на Руси подходили основательно, как священнодействию. Литейщики приносили икону, зажигали свечи, молились всем миром. Освященное место закрывали и только тогда приступали к отливке. Голос зазвучавшего колокола воспринимался как чудо, как дарованная благодать…. Такое трепетное отношение и отразилось в знаменитом народном романсе на стихи Алексея Козлова «Вечерний звон». Но вот, что интересно. Стихи Козлова – это перевод Томаса Мура, известного ирландского поэта . И не случайно. Ведь в 19-м веке самые признанные звонари жили именно в Британии!
Англичане, известные любители всяческих клубов, повсеместно создавали общества любителей колокольного звона – в Лондоне, Кембридже, Оксфорде, а самое знаменитое – Камберлендское общество в Норвиче. На всю Европу славились концерты артистов – звонарей. Им даже ставились специальные задачки по колокольной музыке и выдавались премии за их решение.
И все же, только в России к колоколам всегда относились как к живым существам. И колокола у нас ЯЗЫЧНЫЕ, т.е. звук извлекается раскачиванием языка, а не купола. Известны предания, когда в годы бедствия или перед войной, отлитые с чистым сердцем начинали звонить колокола сами собой!
У нас даже наказывали колокол как человека. В 1681 году московский набатный (или как называли,
всполошный) колокол напугал своим звоном в полночь царя Федора Алексеевича. И за такую провинность колокол сослали в Николаевский Карельский монастырь. А первым сосланным был еще набат из Углича. Он возвестил об убиение малолетнего царевича Дмитрия и поднял народ на бунт. Зачинщиков и звонарей Борис Годунов сослал в Пелым, а колокол – в Тобольск. Причем колокол высекли плетьми и отсекли ему ухо. После, его так и прозвали – Угличским Корноухим!
Пострадал и другой набатный со Спасской башни Кремля. Он сзывал народ во время Московского бунта 1771 года, и крайне разгневанная Екатерина II его наказала, приказав снять с него язык. Так и провисел немой набат до 1803 года, пока его не препроводили в Оружейную палату.
Во все века завоеватели пленили и увозили колокола как трофеи. Разве, что татары не проявляли к ним особого интереса. Просто сбрасывали церковные колокола с колоколен и разбивали. Приходилось прятать колокола в ямах и болотах. Так их там до сих пор и находят.
Колокола не утратили своей ценности для завоевателей и в 20 веке. В августе 1941 года, когда фашисты подходили к Новгороду, легендарные колокола Святой Софии укрыли в земле. Ночью, под обстрелом вражеской артиллерии саперы организовали взрыв для образования котлована, спустили туда колокола и направленным взрывом засыпали землей. До 1944 года фашисты пытали священнослужителей и простых новгородцев. Вывести то многотонные колокола задача непосильная для разбитых и отступающих русских. Но тайну так никто и не выдал!
"МАЛИНОВЫЙ ЗВОН"
http://www.interabota2010.ru/malinovyjj-zvon-kolokolov/
.
Свежие комментарии